Сон “буддизм”

Сегодня мы подготовили полное описание темы: сон "буддизм": к чему снится и полное толкование с различных точек зрения.

Сон (Sŏn, 禪) — корейский вариант буддийской школы чань. Термин также широко известен на Западе в его японском варианте «дзэн».

История сон

Период Объединённого Силла (668—935)

Передача чань в Корею

Сон был передан в Корею во время периода Объединённого Силла (668—935). Помнанг (法朗, Pŏmnang, Peomnang, Beomnang) (632—646), который учился с четвёртым китайским патриархом чань Даосинем (580—651), был первым, кто принёс сон в Корею. Помнанг передал своё учение Синхэнгу (神行, Sinhaeng) (704—779), который также ездил в Китай. В Китае Синхэнг обучался у Пуджи (Puji) (651—739), преемника Шэнь-сю (ум. 706), бывшего главой так называемой Северной школы чань. В дальнейшем сон был популяризирован Тоуи (道義, Doui) (ум. 825) в начале девятого столетия.

Девять горных школ

Учение сон постепенно передавалось в Корею далее. Корейские монахи, преимущественно школ хваом и восточной формы йогачары, начали путешествовать в Китай, чтобы изучать чань в школе Хунчжоу у Ма-цзу (709—788) и его последователей и в школе Линьцзи Линь-цзи Исюаня.

У преемников Ма-цзу были многочисленные корейские ученики, некоторые из которых возвратились в Корею и основали свои собственные школы в различных горных монастырях.

Первоначальное число этих школ было девять. Этими девятью школами стали школы Сильсансан, Тоннисан, Каджисан, Чакульсан, Сонджусан, Саджасан, Свэянсан, Поннимсан и Сумисан. Поэтому в то время корейский сон получил название школы «девяти гор» (九山 или кусан). Восемь из школ были из линии Ма-цзу, поскольку они были сформированы посредством связи или с ним, или с одним из его выдающихся учеников. Единственным исключением была Сумисан — школа, основанная Риомом (利 严) (869—936), получившим учение из линии Цаодун.

Девять горных школ приняли имя Чоге в 826 году. Первое упоминание о девяти горных школах датируется 1084 годом.

Период Корё (918—1392)

Напряжённость

К XI веку сон-буддизм утвердился в Корее. Он отличался от существующих в Корее пяти школ и их акцентов на писания, вследствие чего между новыми школами медитации и ранее существующими схоластическими школами появилась напряжённость. Как следствие, появилась необходимость прикладывать усилия для достижения взаимопонимания и восстановления отношений между сон и схоластическими школами.

Чинуль

Наиболее важной фигурой сон в период Корё был Чинуль (知 讷, Jinul) (1158—1210), создавший реформаторское движение в Корее. В то время корейская сангха переживала кризис. Такие явления, как гадания, пожертвования, молитвы и ритуалы для достижения успеха в светских делах, проникли в буддизм и привели к появлению большого количества монахов с сомнительной мотивацией. Поэтому возрождение буддизма и улучшение его качества было приоритетной задачей буддийских лидеров того времени.

Чинуль пытался создать новое движение в корейском сон, которое он назвал «самадхи и праджня общества». Цель Чинуля заключалась в создании нового сообщества дисциплинированных, «чистых умом» практиков глубоко в горах. В результате он справился с поставленной задачей, основав монастырь Сонгванса на горе Чоге в качестве нового центра чистой практики.

Чингак Хесим

Преемник Чинуля, Чингак Хесим (1178—1234), важное место уделял практике хваду (кит. хуатоу, буквально означает «голова слова» или «ключевое слово»). Он собрал 1125 коанов в своём «Сборнике Стихов и Случаев» (1226). Хесим поощрял практиков-женщин практиковать хваду, тогда как женская буддийская практика того времени была ограничена пением и чтениями сутр.

Орден Чоге

Орден Чоге развивался во времена династий Объединённого Силла и Корё. Учитель Тэго Боу (1301—1382), вернувшись из Китая в 1353 году, при помощи вана Конмина окончательно объединил в 1356 году все чань-буддийские школы в составе ордена Чоге. Орден Чоге процветал до установления династии Чосон.

К наиболее важным учителям сон последующих нескольких веков относят Хьегеуна (慧勤, Hyegeun), Кихву (己和, Kihwa, Gihwa) и Хючжона (休靜), которые продолжали развивать основную форму корейского медитационного буддизма, установленную Чинулем.

Династия Чосон (1392—1897)

Подавление

В конце династии Корё и во время династии Чосон Орден Чоге был объединён с научными школами. Он потерял влияние в правящем классе, который принимал неоконфуцианство. Буддизм постепенно подавлялся в течение следующих 500 лет. Количество храмов было сокращено с нескольких сотен до всего тридцати шести, были установлены ограничения на членство в сангхе, численность духовенства, размер земельного участка монастырей и возраст для вступления в сангху. Буддийские похороны и прошение милостыни были объявлены вне закона. Буддийские монахи и монахини были собраны в горы и ограничены в посещении городов. Буддизм периода Чосон был сокращён до школ сон и гйо (gyo), а в итоге был уменьшен до единственной школы сон.

Некоторые правители временно отменяли наиболее запретительные правила. Наиболее значимыми из них была королева Мунжеонг. У королевы было большое уважение к монаху Боу (보우, 普雨; 1515—1565), которого она поставила в качестве главы школы сон.

В период подавления значимым событием стало написание Кихвой (1376—1433) трактата в защиту буддизма, озаглавленного «Хёнджон нон» (顯正論 «Трактат о проявлении истины»).

Сосан Хючжон

Буддийские монахи помогли в отражении японских вторжений в Корею, которые происходили в период между 1592 и 1598 годами. Монахи были организованы в партизанские отряды, которые добились некоторых успехов. Движение «Праведный монах» возглавил Сосан Хючжон (서산대사, 西山休靜; 1520—1604), сон-мастер и автор ряда важных религиозных текстов. Присутствие армии монахов стало одним из решающим факторов в изгнании японских захватчиков.

Сосан прилагал усилия к объединению буддийских доктринальных учений и практик. Он находился под сильным влиянием Вонхё, Чинуля и Кихвы. Сосан Хючжон считается центральной фигурой в возрождении буддизма Чосон. Большинство крупных ветвей современного корейского сон происходят из линии передачи от него через одного из четырёх его главных учеников: Ю Чжона (1544—1610); Еонги (1581—1644), Таенеунга (1562—1649) и Илсеона (1533—1608), все четверо из которых были лейтенантами Сосана во время войны с Японией.

Корейская империя (1897—1910) и Японская аннексия (1910—1945)

В период Корейской империи корейские монахи посещали Японию для научного изучения буддизма, где они находились под влиянием японских ученых, которые ввели западные идеи в свои исследования. Через этих корейских монахов западные идеи также проникли в корейский буддизм. В этот период также начала формироваться бифуркация между монахами и учёными.

Раскол Кореи (1945 г. — настоящее время)

В 1948 году Корея была разделена на два государства — КНДР на севере и Республику Корея на юге. Корейская война (1950—1953) закрепила раскол страны.

Современный сон

С середины XX века христианство конкурировало с буддизмом в Южной Корее, в то время как в Северной Корее религиозная практика была подавлена.

Сон по-прежнему практикуется в Корее в ряде крупных монашеских центров, а также преподается в университете Тонгук, который имеет значительные исследования по школе сон. Двумя главными буддийскими школами Кореи считаются школа чоге-джон (Орден Чоге) и школа тхэго-джон, берущая своё происхождение от наставника Тхэго Боу, являвшегося преемником Линь-цзи.

В 1980 году возник спор о «внезапном» и «постепенном» просветлении. Начиная с Чинуля, корейский сон базировался на интеграции практики и исследования, что выражалось в лозунге «внезапное просветление, постепенное выращивание». Современный корейский сон-мастер Сон Чхоль Сыним (1912—1993) возродил лозунг «внезапное просветление, внезапное выращивание», приписываемый Хуэйнэну. Последние три патриарха Чоге имеют схожую позицию в данной дискуссии.

Распространение в США

Дзэн-мастера школы Кван Ум, слева направо: Су Бон, Сун Сан, Тэ Гак.

Корейский сон был распространён в США дзэн-мастером Сун Саном. Он был аббатом храма в Сеуле и после проживания в Гонконге и Японии в 1972 году переехал в США, не зная английского языка. Во время полёта в Лос-Анджелес корейско-американский пассажир предложил ему работу в прачечной в Провиденсе, в штате Род-Айленд, который стал штаб-квартирой дзэнской школы Сун Сана Кван Ум. Вскоре после прибытия в Провиденс, он собрал вокруг себя учеников и основал Провиденс дзэн-центр. Сейчас школа Кван Ум имеет около 100 центров дзэн на нескольких континентах.

Другой корейский учитель дзэн, Саму Суним, в 1971 году основал Дзэн-буддийский храм Торонто. Он является главой Буддийского Общества Сострадательной Мудрости, которое имеет храмы в Анн-Арборе, Чикаго, Мехико и Нью-Йорке.

В начале 20-го века, мастер Кён Хо (1849—1912), активизировал корейский сон. В конце Второй мировой войны, его ученик, мастер Ман Гон (1871—1946), объявил, что линия дхармы должна быть передана по всему миру, чтобы поддерживать мир через просветление. Таким образом, его дхарма-преемник Хйе Ам (1884—1985) принёс линию дхармы в Соединенные Штаты. Дхарма-преемник Хйе Ама, Мё Вон, основал Западную Сон Академию (1976). А его корейский ученик, Похвa Сыним, основал Всемирное Товарищество Дзэн (World Zen Fellowship) (1994), которое включает в себя различные дзэн-центры в Соединенных Штатах, такие как Дзэн Сангха Потомак (Potomac Zen Sangha), Общество Патриархального Дзэн (Patriarchal Zen Society) и Балтиморский Дзэн Центр.

Особенности сон

Сон известен своим акцентом на медитацию, монашество и аскетизм. Многие корейские монахи имеют небольшое количество личного имущества, а иногда и отрезают все связи с внешним миром. Некоторые монахи путешествуют от храма к храму, практикуя медитацию. Отшельнический образ жизни распространён среди монахов, которые ставят медитационную практику на первое место в списке приоритетов.

Двумя особенностями корейского сон является его слияние практики и обучения и использование практики хуатоу. Корейский сон использует практику хуатоу в качестве главной коан-практики вместо расширенной коан-программы, которая используется в Японии.

См. также

  • Дхьяна
  • Тхиен

Примечания

Веб-примечания

Литература

  • Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др. Буддизм: Словарь / Под общ. ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. — М.: Республика, 1992. — 288 с. — ISBN 5-250-01657-X.
  • Болтач Ю. В. Практика кидо в современном корейском буддизме // Вестник центра корейского языка и культуры. Выпуск 5-6 / Под редакцией А. Г. Васильева. — СПб.: СПбГУ, 2003. — С. 163—178. — 390 с. — ISBN 5-88143-087-5.
  • Болтач Ю. В. Элементы традиции ваджраяны в современном корейском буддизме // Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание и искусство: Третьи Доржиевские чтения. — СПб.: «Нестор-История», 2009. — С. 92—96.
  • Волков С. В. Основные направления корейского буддизма // Ранняя история буддизма в Корее (сангха и государство) / Ответственный редактор М. Н. Пак. — М.: Наука, 1985. — 152 с.
  • Пореш В. Ю. Община Дельмаса корейской школы сон (дзен) // Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания / Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. — М.: Логос, 2005. — Т. III. — С. 304—306. — 464 с. — ISBN 5-98704-044-2.
  • Buswell, Robert E. (1991-A), Tracing Back the Radiance: Chinul’s Korean Way of Zen, University of Hawaii Press 
  • Buswell, Robert E. (1991-B), The “Short-cut” Approach of K’an-hua Meditation: The Evolution of a Practical Subitism in Chinese Ch’an Buddhism. In: Peter N. Gregory (editor)(1991), Sudden and Gradual. Approaches to Enlightenment in Chinese Thought”, Delhi: Motilal Banarsidass Publishers Private Limited 
  • Buswell, Robert E. (1993-A), The Zen Monastic Experience: Buddhist Practice in Contemporary Korea, Princeton University Press 
  • Buswell, Robert E (1993-B), Ch’an Hermeneutics: A Korean View. In: Donald S. Lopez, Jr. (ed.)(1993), Buddhist Hermeneutics, Delhi: Motilal Banarsidass 
  • Keown, Damien & Prebish, Charles S. (2007), Encyclopedia of Buddhism: Sŏn Buddhism (Korean Zen), Routledge,  
  • Kim, Jinwung (2012), A History of Korea: From “Land of the Morning Calm” to States in Conflict, Indiana University Press 
  • Lachs, Stuart (2012), Hua-t’ou : A Method of Zen Meditation,  
  • Marshall, R. Pihl (1995), Koryŏ Sŏn Buddhism and Korean Literature. In: Korean Studies, Volume 19, 1995, pp. 62-82,  
  • Park, Jin Y. (2010), Makers of Modern Korean Buddhism, SUNY Press 
  • Sorensen, Henrik Hjort (1983), The Life and Thought of the Korean Sŏn Master Kyŏnghŏ. In: Korean Studies, Volume 7, 1983, pp. 9-33 

Ссылки

  • Московский храм корейского дзэн «Дальма-са»
  • Санкт-Петербургский дзэн-центр «Дэ Хва Сон Вон» школы «Кван Ум»
  • Routledge Encyclopedia of Philosophy: Buddhist philosophy, Korean (англ.)
  • Jin Y. Park (2010), Buddhism and Modernity in Korea (Introduction to Makers of Modern Korean Buddhism (англ.)
  • Buddhanet: Buddhism in Korea (англ.)

Главная / Сонник / …

К чему снится Будда? Появление этого божества во сне символизирует благородный поступок, удачу, большое счастье и, конечно же, открытие тайного знания и благословение на выбранном пути. Сонник даст точную характеристику сновидного образа.

Покой или безразличие?

К чему вообще снится буддизм? Что значит, если вы всем сердцем верили в Будду и во сне исповедовали завещанную им религию?

С одной стороны сонник трактует буддизм как спокойный и благополучный отрезок жизни, с другой – отрешенность, даже безразличие к внешнему миру на фоне глубокого погружения в собственное сознание.

Сон буддизм

Приснился Будда ребенок? Пора отрешиться от обыденности, чтобы найти свой собственный смысл бытия.

Задумайтесь…

К чему снится буддийский храм? Приснилось, что вы посещаете его в качестве туриста? Наяву нуждаетесь в поддержке, но не можете получить ее.

Если во сне вы ощутили пылкое желание посетить храм Будды, но по какой–то причине вы не смогли в него попасть, то сонник уверен: вашу задумку точно не одобрят окружающие.

Видеть разрушенный буддийский храм означает, что ваша жизнь проходит впустую, так как вы не исполняете свои кармические задания.

Что делали?

Во сне к вам явился Будда? Сонник настаивает: вспомните, что именно пришлось делать в отношении этого божества.

Сон буддизм

  • Молиться – потребность открыть душу, исповедаться.
  • Кланяться – богатство, крупная прибыль.
  • Курить благовония – большое счастье.
  • Разговаривать – неожиданная удача, радость.
  • Будда гневается – неудача, несчастье, дурные поступки.

Приснилось, что вы лично рисовали портрет Будды? В действительности познаете мирскую славу и людское уважение.

Миллер напоминает

Сонник мистера Миллера напоминает: во сне видеть любое божество, в том числе и Будду, означает, что грядет большая удача и земное счастье.

Ищите!

К чему снится, если вы нежданно попали в буддийский монастырь? Сонник полагает, что вы явно не удовлетворены имеющимся окружением и текущей ситуацией.

Приснилось, что вы добровольно ушли в монастырь? Найдете друзей, которые окажутся близки вам по духу и поддержат все идеи и начинания.

Сон буддизм

Если же по какой–то причине вы ушли из монастыря, вернувшись во сне к мирской жизни, то наяву не сумеете выполнить данное обещание.

Предупреждение

Приснился монах, поклоняющийся Будде? Будьте готовы к полному разочарованию жизнью. Сонник советует пересмотреть свои жизненные приоритеты и отказаться от мелких желаний и незначимых потребностей.

С удивлением обнаружить, что во сне вы монах – к временному одиночеству и неудачам в любви.

Иногда монах в ночных грезах выступает вестником из потустороннего мира, он предупреждает, что знания могут быть получены только путем страданий или длительных поисков.

Держитесь!

К чему снится статуя Будды? Застывшее божество совершенно не связано с чем–то добрым и светлым.

Потому сонник думает, что вы рискуете попасть под влияние неприятного человека. Этот же образ намекает на негативное программирование извне (порча, приворот и т.д.) и независящие от вас обстоятельства.

Сон буддизм

Если же довелось видеть, как статуя буквально оживает, то толкование сна более благоприятное. Вы сможете противостоять жизненным невзгодам и колдовским чарам.

Живите по–настоящему!

Что означает в грезах миниатюрная статуэтка Будды? Она символизирует покой или же напротив застой, иллюзорное развитие. Приснилась статуэтка восточного Бога? Вы рискуете совершить какую–то глупость.

К чему снится, если пришлось выбирать статуэтку Будды? Сонник подозревает, что вы пленены собственными фантазиями.

Сон буддизм

Если же довелось выбирать одно изделие среди множества одинаковых фигурок, то наяву вы живете, словно во сне, механически выполняя привычные действия.

Лама Оле Нидал

Лекция в Родбю, сентябрь 1995 г.

Сегодня мы будем говорить о сне и сновидениях. Мы можем подумать о том, какое они имеют для нас значение. Важно то, когда появляются сновидения и какие общие знаки содержат, а также то, каким образом мы можем с ними работать. Наконец, хорошо знать, как можно использовать сон для того, чтобы ум смог узнать свою собственную природу. Итак, вы видите, что это довольно обширна тема. Я рад возможности поделиться сегодня с вами всей этой информацией.

Начнем с того, как следует относиться к сновидениям. Все знают, что есть люди, относящиеся к ним с большим вниманием: они записывают их содержание и часто о них говорят. Однако, сновидения имеют двоякий характер. С одной стороны, в них мы очень сообразительны, лучше понимаем нереальную и обусловленную природу вещей. Во сне мы можем, например, заработать миллион долларов и сразу же его потратить быстрее, чем это было бы возможно наяву. Во сне мы часто глубоко понимаем нереальность явлений. У нас тогда больше мудрости, чем на протяжении дня, когда мы думаем, что все реально, приписываем вещам подлинное существование.

Явь, наш коллективный сон, кажется нам более реальным. Здесь мы используем одновременно тело, речь и ум. Кроме того, в нем участвуют наряду с нами и другие, что усиливает впечатление реальности.

Но, когда мы спим, оно не так сильно просто потому, что в снах мы располагаем только умом. Хотя некоторые разговаривают во сне, брыкаются или, как Бьорн (брат Оле), даже ходят на прогулки. У Бьорна есть такие особые качества… Обычно, однако, наши сны принадлежат только нам самим. Участвует в них только ум, — максимум мы ещё одновременно немного бормочем. Мы снимся себе отдельно от других. Сон — для себя и o себе: — в этом заключается вся разница.

Сон буддизм

Как же следует понимать само состояние сна, чем оно является? В буддизме мы часто говорим о бардо, промежуточных состояниях. На самом деле, все, кроме Просветления, является бардо. Когда же мы видим само зеркало, когда узнаем вневременное состояние сознания, тогда бардо больше нет. Состояние Просветления никогда не рождалось и никогда не может умереть. Однако любой другой опыт — это бардо: вещи появляются, изменяются и растворяются, что-то было раньше и что-то будет потом. Все это — бардо, преходящие состояния.

На протяжении суток мы испытываем три вида бардо — состояние яви (надеюсь, что я вам ещё не наскучил и вы все ещё в нем), состояние сна, и внутри последнего состояние сновидений. Когда мы покидаем это тело, то проходим через три разных этапа. Сначала мы переживаем процесс самого умирания, потом — наши привычки из прежней жизни, и, наконец, всплывают впечатления, накопившиеся в подсознании, которые ведут нас к следующей жизни. Во время перехода от одного перерождения к другому каждый раз, сначала наступает бардо умирания, когда энергия концентрируется в теле и мы теряем сознание. Потом наше привычное сознание из прошлой жизни остается с нами в течение недели. Потом, когда мы обнаруживаем, что мы на самом деле умерли, всплывают подсознательные впечатления. Это — также состояние бардо: что-то им предшествует что-то происходит после них, они являются обусловленными. Они — как картинки в зеркале или волны в океане, но не являются ни самим зеркалом, ни океаном.

Рассматривая состояние сна, его можно разделить на три фазы. Использовать при этом можно только третью фазу. Независимо от того, спим мы шесть, девять или три часа, обычно мы проходим через эти три фазы.

Итак, в первой, которая длится приблизительно до двенадцати, часа ночи или чуть дольше, впечатления прошедшего дня оседают в подсознании. Мы обычно думаем, что великие гангстеры ведут очень дикую ночную жизнь, развлекаясь всю ночь с женщинами и творя всевозможные запретные вещи, однако согласно статистике — это не правда. На самом деле, чем тяжелее груз негативных впечатлений, полученных умом — тем раньше такие люди должны ложиться спать, и они ведут в этом смысле вполне мещанский образ жизни. Можете проверить: Аль-Капоне и другие гангстеры всегда ложились спать рано. Им требуется больше времени, чтобы впечатления дня могли расположиться в подсознании. Если бы мы не имели достаточно времени, чтобы раскладывать впечатления по ящичкам в подсознании, то мы бы не выдержали этого — мы бы пережили нервный срыв или просто сошли с ума. Следовательно, что касается первой фазы, то,

чем больше внутреннее напряжение, тем важнее ложиться спать до двенадцати. Нужно иметь возможность отдохнуть, поскольку ум требует времени, чтобы разобраться во впечатлениях, полученных в течение дня.

Далее идет следующая фаза, в средней части ночи. Она начинается — около часа, двух или трех. В это время часто снятся тяжелые сны — разные кошмары и т.д. Причина этого, однако, часто физиологического происхождения и обусловлена способом функционирования тела. Просто энергии тела так интенсивно собираются в его центральном канале, что мы перестаем достаточно глубоко дышать. В мозг не поступает достаточного количества кислорода, и он думает: «Умираю!» Он производит большие адреналина, чтобы выйти из этого состояния. Тогда мы пробуждаемся с чувством давления в сердце, либо нам кажется, что кто-то сидит у нас на груди, и т.д. Просто ум, думающий «Умираю», вырабатывает адреналин, чтобы побудить тело к активности. Может быть также, что у нас есть какие-то кармические долги, что что-то нас поджидает. Эти впечатления всплывают ночью, и в это время могут также проявляться мешающие энергии снаружи. Но это происходит не так часто, как думает большинство людей. Причиной этому могут быть также различные тяжелые переживания — например, если мы воевали и убивали людей. Воспоминания об этом могут отражаться в снах.

Затем наступает третья часть ночи, перед пробуждением. Она действительно важна. Если мы тогда видим сны, то они могут указывать, в каком направлении движутся события или движемся мы сами, говорить что-то о нашем развитии, и т.д. А люди по-разному толкуют сны.

Всем известны, например, взгляды Фрейда и многих других психоаналитиков. И действительно, во многих случаях мы можем использовать его способ интерпретации. Например, если женщина видит во сне змей, несет в руках толстую ветку или видит локомотивы, то, вероятно, ей нужно встретиться с каким-нибудь парнем, да? Это означает, что пришло время. Некоторые стереотипные сны можно интерпретировать на таком уровне, как Фрейд.

Сон буддизм

Могут, однако, существовать и намного более глубокие послания. Тут мы должны иметь в виду, что на глубоких уровнях наш ум знает, что происходит, несмотря на то, что они покрыты слоями концепций и застывших взглядов. Если сон действительно важный, а не просто обычный, высвобождающий накопленные впечатления, то это ум таким образом посылает сообщение из подсознания. Интуитивный уровень ума, содержащий всю информацию, посылает сообщение сквозь жесткие взгляды и ожидания в нужный момент в форме сна, и если вы чувствуете, что сон важный, то, скорее всего, он действительно важен. Если же вам кажется, что это что-то несущественное, то, по всей видимости, так оно и есть.

Сны передают информацию с помощью особого языка. Он, конечно же, символический, и чем больше у человека проблем, связанных с давлением со стороны окружения или суровым воспитанием, тем сложнее подсознанию передать ясное сообщение. Если приглядеться к снам, то можно заметить у них определённые качества, показывающие, какое значение ум хочет им придать. Например, цветные сны важнее бесцветных. Если ум «раскрашивает» сны, то он как бы говорит: «Смотри, это важное сообщение!» Имеет значение также то, как мы себя чувствуем, проснувшись. Например, если всю ночь мы убивали людей и, несмотря на это, просыпаемся с хорошим настроением, то это совсем не означает, что мы обнаружили свою настоящую садистскую природу. В таком сне убивались различные аспекты эго, его завесы и препятствия.  С другой стороны, если мы всю ночь помогали старушкам перейти улицу и, тем не менее, просыпаясь, чувствуем себя как-то странно, то, вероятнее всего, мы думали о наследовании  их имущества или о чем-то в этом роде, — то есть дело нечисто. Таким образом, действительно важны наши ощущения в момент пробуждения.

Нужно также знать, что сон, который снится перед самым пробуждением, может говорить о ближайшем будущем. Если вы чувствуете, что сны, которые вы видели где-то за полчаса перед пробуждением, действительно важны, то они могут указывать на то, что произойдет на самом деле.

В снах также могут проявляться различные знаки. Например, движение вверх во сне означает, что в том же направлении естественным образом движутся энергии в вашем теле. Это хороший сон, так как состояние, при котором энергии движутся вверх, всегда хорошее. И наоборот: движение вниз, падение в пропасть: или с обрывистых берегов — не обязательно что-то нехорошее: поскольку ум — царь, если во сне вы движетесь вниз потому, что хотите помогать существам и желаете им всего самого хорошего, тогда одно это намерение все меняет, и вы становитесь более свободными. Куда бы вы ни падали во сне, если вы руководствуетесь именно такой мотивацией, то это что-то позитивное и способствующее вашему развитию.

Есть два очень важных и освобождающих аспекта снов. Во-первых, бывают моменты, когда вы не вращаетесь среди приятных или неприятных картинок в зеркале, а осознаете само зеркало. Это происходит, когда вам снятся Будды, когда вы слышите мантры, получаете благословение или видите своего Ламу. Это очень важно. Сны, в которых вы видите своего Ламу, являются контактом с вашей собственной природой Будды. Если вы имеете такой опыт в снах, то в час смерти этот контакт снова даст о себе знать. Можете себя трижды поздравить. Это настоящий повод для радости. Это явление — знак того, что вы проникаете под слой туч, заслоняющих зеркало, и оказываетесь в самом зеркале.

Лама просто является зеркалом для вашего ума, он — тот, кто способен показать вам ваш ум таким образом, что вы будете в состоянии это понять, запомнить и этим воспользоваться. В этом, собственно, и заключается функция Ламы. Учителя могут это осуществить — пробудить и развивать вас. Лама — не личность, а, скорее, зеркало, показывающее вам ваше собственное лицо. Именно поэтому видение Будд, слышание мантр и другие подобные переживания — очень хороши.

Второй аспект касается того, как нам работать со снами. Лучшее, что мы можем сделать, — это удерживать во время сна осознавание того, что это сон. Если бы вы были в состоянии удержать этот уровень, то могли бы моментально достигнуть Просветления. Тогда отпадают все завесы, блоки и преграды, и цель — достигнута. Если же вы этого не можете, то старайтесь формировать сон наилучшим образом, насколько это возможно. Видя тигра, например, сделайте из него коня и прокатитесь на нем. Если вы не в состоянии поддерживать все время определённый уровень осознавания, то попробуйте, как можно больше, развить способность преобразования снов. Старайтесь постоянно помнить, что все происходит в вашем уме, что вы все решаете. Если сможете так поступать, то это принесет большую пользу и вам, и другим.

И есть ещё одна вещь, которую вы можете делать. Вы можете переносить осознание нереальности, изменчивости явлений, которое обретаете во сне — понимание того, что они появляются и исчезают — на вашу активность в течение дня. Такое умение дает большую свободу и является лучшим, что вы можете получить благодаря снам. Люди страдают от того, что считают вещи реально существующими. Тогда реальны проблемы, реальны враги и реальны трудности: все то, что причиняет страдание, является реальным. Если же вы можете сохранять дистанцию к явлениям, происходящим в снах, если вы в состоянии просто наблюдать вещи и не обязаны немедленно реагировать на все прилипанием или опасениями, то это создает вокруг вас огромную «сферу безопасности». И если вы сможете сохранять этот вид «тефлонового покрытия» в повседневной жизни, то вы действительно будете эффективно защищены. Благодаря снам вы получаете ту самую защитную дистанцию, которая появляется обычно вследствие медитации, и она действительно полезна.

Сон буддизм

Все и так подобно сну. Мы считаем этот мир реальным и постоянным, и это лишь потому, что наши органы чувств функционируют не особенно хорошо, а ум имеет сильную тенденцию хвататься за явления, прилипать к ним. В действительности же то, что выглядит постоянным, все время вибрирует, меняется и движется. В конце-концов, нельзя даже сказать, что оно вообще существует. Однако одновременно мы видим, что вещи возникают из пространства. Следовательно, если мы сохраняем к ним определенную дистанцию, если нам удается осознавать зеркало, в котором все появляется, океан, на поверхности которого возникают волны, тогда мы в совершенстве защищены и располагаем чем-то постоянным, чему можем доверять независимо от того, что появляется и исчезает. Это пространство ума — не опасно и не ограничивает нас никаким образом, мы в нем — неограниченно свободны.

С одной стороны мы должны знать, что все похоже на сон, а с другой, если в какой-то момент нам кажется необходимым раскрыть значение наших снов, то мы можем делать и это. Обычно я говорю: «Не принимайте всего всерьёз, позволяйте событиям происходить, считайте это голосами детей у соседей, радугой или включенным где-то радио. Не хватайтесь за это, просто позволяйте этому происходить». Иногда, правда, вы можете подумать: «Эх, кажется, меня что-то ожидает. Хотелось бы понять, что происходит». Лучшее, что вы можете тогда сделать, это каждый раз перёд тем, как ложиться спать обещать себе, что запомните свои сны. Потом, проснувшись также повторите себе решительно несколько раз: «Хочу вспомнить свои сны».

Избегая таким образом атаки на крепость сновидений непосредственно, мы завоевываем территорию вокруг, что становится возможным благодаря медитации в глубоком сне. Это уже нетрудно поскольку ум в состоянии глубокого сна опирается на сердечный центр, а тот никогда не ошибается. Он очень гибкий и может все вынести. Он — как кот, который всегда падает на все четыре лапы. Вы не совершите много ошибок, работая с сердечным центром. Сочувствие в нем такое естественно сильное, что тут нет никакого риска.

Конечно, существует специальная медитация сна, однако она работает с центром энергии в горле, и я никому её не даю. Если не владеешь ею полностью и рядом нет учителя, наша речь и мысли могут стать немного гневными и колючими. Поэтому не помню, чтoбы я кому-то давал эту медитацию, так как выполняя ее нужно находиться рядом с учителем. Мы с Ханной делали ритрит по Йоге Сна с Лопен Цечу Ринпоче в Непале, и три недели все было одним долгим сном, днём и ночью; это было невероятно. Но мы были к этому подготовлены. Поэтому мы даем вам медитацию, которая работает со сновидениями через ясный свет, через состояние глубокого сна, в котором нет сновидений.

Чтобы усиливать опыт того, что все явления подобны снам, в течение всего дня мы выполняем фазы построения и соединения с Буддами. Сначала мы позволяем всему раствориться, потом строим чистую вселенную, соединяемся с ней, а затем мы и все остальное исчезает, чтобы в конце появиться так, как вы того хотите: вы являетесь естественным образом, господином вашей вселенной. Ничто в ней не навязано извне, все в ней зависит от вас.

Таким образом, в течение дня мы получаем все больше навыков преобразования явлений. Затем, ночью, мы отдыхаем в Ясном Свете, являясь пространством и открытостью. Из него, собственно мы можем заглядывать в то, что делается в снах. Мы можем наблюдать различные картинки и явления, видеть как они появляются и исчезают, можем с ними работать,  можем решать, хотим ли воспринимать их серьезно или игнорировать, — все это в наших силах. Проникновение в сновидения таким образом также не опасно — вы просто постепенно входите со всех сторон в состояние осознавания во сне и видите, что там делается.

Природа сна — это прекрасный учитель, который очень многое показывает. Можно вкладывать в сны пожелания, которые позже будут приносить пользу в течение дня.

Перед засыпанием можно, например, сконцентрироваться на обещании Бодхисаттвы, на желании приносить пользу всем существам, на желании сделать всех счастливыми и так далее. И программировать ум таким образом перед тем, как заснуть, то он будет вести себя соответственно. Если же наоборот, ложиться спать охваченными гневом, завистью, злостью или чем-то в этом роде, то это программирует вас противоположным образом.

Можно так работать с сознанием-хранилищем и помещать в него впечатления, которые принесут потом пользу другим и вам самим. Сон является, следовательно, нашим большим другом, мы должны только знать, чем он является, и иметь ключик этому состоянию. Использование снов должным образом — это большой шанс для ума, для нашиx возможностей, и оно действительно дает нам очень многое.

Буддизм сегодня, №2, 2001

Ви можете придбати цей журнал зі зручною для вас доставкою в Дхарма-шопі за адресою dharmashop.org.ua.

Дзэн (сон русск.) пришёл в Корею ещё в VII веке, но получил там распространение только к середине IX века. В период с 828 по 931 год в стране возникло 9 школ дзэн, получивших название «девяти гор». Этими девятью школами стали школы Сильсансан, Тоннисан, Каджисан, Чакульсан, Сонджусан, Саджасан, Свэянсан, Поннимсан и Сумисан, которые в дальнейшем приняли имя Чоге по имени горы в Китае, на которой жил Хуэйнэн (638—713), являвшийся шестым патриархом дзэн. В более поздний период Корё сон стал более характерен для Кореи. Соперничая с «каноническими» буддийскими школами, сон постепенно набирал популярность. Сон стал главной буддийской школой в Корее к XIII веку, а два века спустя ещё более упрочил своё положение среди других школ буддизма.

Однако во время династии Чосон (1392—1910), которая симпатизировала неоконфуцианству, буддизм утратил в Корее свою главенствующую роль. Монахам был предъявлен ряд жестких ограничений, а число монастырей значительно сократилось.

Возрождение корейского буддизма началось в 60-х годах XX века. Одной из главных причин возрождения стал приход к власти Пак Чонхи, бывшего последователем буддийской традиции, в отличие от большей части прежних христианских политиков. Если в начале 60-х годов доля буддистов среди населения Кореи составляла 2—3 %, то к концу 70-х годов она увеличилась до 40 %.

Одним из известнейших корейских сон-мастеров XX века был Кусан Сыним (1908—1983). В юности он обучался в местной Конфуцианской академии, а после получения образования следующие 14 лет был парикмахером. В 26 лет он тяжело заболел болезнью, не поддававшейся лечению. Он отправился в горы и начал там стодневный ретрит, который заключался в пении мантры Авалокитешвары «Ом мани падме хум». После данного ретрита, по его словам, он стал полностью здоров. Через три года он пришёл в монастырь Сонгва Са и получил там наставления в практике от Хебон Сынима (1888—1966). Вместо изучения буддийских текстов он уделил значительное внимание практики концентрации на хваду и коану Му. В период 50-х годов он получил ряд должностей в ордене Чоге, но в 1957 году отошёл от управления орденом для углубления практики. После долгой аскетической практики в 1960 году он достиг просветления, а позднее вернулся в Чоге, где как руководитель общины получил титул Панчжан-сынима. Кусан активно участвовал в восстановлении корейской традиции практики. Орден Чоге в настоящее время объединяет большую часть буддистов Кореи.

В 1983 году корейским дзэн-мастером Сун Саном была основана международная школа дзэн Кван Ум, берущая свои истоки от корейского ордена Чоге. Данная школа, близкая к школе Риндзай, в настоящее время имеет 34 дзэн-центра в Америке, 7 дзэн-центров в Азии и Австралии, а также 47 дзэн-центров в Европе (включая дзэн-центр в Санкт-Петербурге).

  • Буддизм_в_Корее
  • Дзен
  • Чань
  • Орден Чоге
  • Школа дзэн «Кван Ум»
  • Хэинса
  • Буддизм по странам
  • История буддизма

Оценка 4.8 проголосовавших: 6
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here